Блог корпоративного юриста

Как начать свой бизнес?

Зачем начинать свой бизнес

Очень часто люди жалуются на свою работу, начальство, размер зарплаты и т.п. Действительно, найти работу, которая бы нравилась, приносила хороший доход и не надоедала со временем – большая удача. Первая мысль, которая приходит в голову: «А почему бы не начать свой бизнес?»

И правда, ты становишься сам себе начальник – работаешь столько, сколько хочешь, где хочешь и когда хочешь; сам себе назначаешь зарплату, нанимаешь работников, увольняешь их, и при этом не надо ни перед кем отчитываться, писать отчеты, выслушивать претензии и т.п. Кто-то пугается слишком большой самостоятельности и на следующее покорно утро идет на свою уже порядком поднадоевшую работу, а кто-то наоборот – бросается в омут с головой и решает стать предпринимателем – начать свой бизнес и работать только на себя. Таким людям и посвящена моя статьи – она поможет определиться с выбором формы ведения предпринимательской деятельности, в ней будут отражены плюсы и минусы различных вариантов, я постараюсь максимально облегчить Вам решение вопроса под названием «как начать свой бизнес».

Как можно вести свой бизнес

На сегодняшний день законы нашей страны предусматривают несколько вариантов ведения предпринимательской деятельности — в виде хозяйственных обществ и товариществ, в качестве индивидуального предпринимателя, а для некоторых видов деятельности — в виде некоммерческих организаций. Как же сделать выбор?

Сразу скажу, что законодатель не зря разделил организации на коммерческие и некоммерческие. Принципиальная разница состоит в том, что только коммерческие организации создаются в целях извлечения прибыли. Некоммерческие же создаются «…для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ…» (ст. 2 Федерального закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ).

Говоря проще, если вы собираетесь получать прибыль, то Ваш выбор – коммерческие организации (ООО, АО, товарищества). Некоммерческую организацию стоит предпочесть, если вы намереваетесь организовать спортивную или музыкальную секцию, образовательные курсы, заниматься пропагандой здорового образа жизни и т.п. Конечно, это условный выбор, но он точно отражает суть вопроса.

А что же деятельность в качестве индивидуального предпринимателя? В соответствии с действующим законодательством РФ индивидуальный предприниматель (далее по тексту «ИП») не является юридическим лицом и ведет свой бизнес в качестве физического лица, неся на себе бремя всех предпринимательских рисков. Выбор в пользу ИП можно делать, когда Вы действительно всю работу осуществляете сами (ремонтируете автомобили, компьютеры, создаете сайты, занимаетесь дизайном и т.д.), либо когда объем работ настолько невелик, что несколько помощников вполне будет достаточно для ведения бизнеса.

Остановимся теперь подробнее на каждом виде ведения бизнеса.

Что выбрать для своего бизнеса

ООО или АО

Сразу оговорюсь, что в статье не будут рассматриваться все виды коммерческих организаций – за бортом останутся такие специфические виды как товарищества (коммандитные, смешанные, полные). Это связано исключительно с их непопулярностью среди предпринимателей и достаточно узкой направленностью. Основные виды хозяйственных общества – общества с ограниченной ответственностью (см. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью») и акционерные общества (см. Федеральный закон «Об акционерных обществах»). Обозначим их привычными аббревиатурами – ООО и АО.

Акционерные общества в свою очередь подразделяются на закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО). ЗАО практически дублирует ООО, в связи с чем законодатель планирует упразднить этот вид акционерных обществ с перерегистрацией действующих в ООО. Поэтому далее мы будем сравнивать ООО и ОАО.

ООО создается по решению ее учредителей, которые вносят свои вклады в уставный капитал. В АО учредители выкупают акции общества при его учреждении. ООО является более закрытой структурой по сравнению с АО, в которой участники хотя и могут отчуждать свои доли третьим лицам, однако должны соблюсти определенный, предусмотренный законом, порядок продажи доли. В ОАО владельцы акций ни чем не ограничены в своем праве продать, заложить, подарить свои акции, им не требуется на это получать согласие других участников (акционеров) ОАО. Существует ограничение на максимальное количество участников ООО – не больше 50. Подобных ограничений у ОАО не существует.

Руководство ООО осуществляется общим собранием участников, единоличным или коллегиальным исполнительным органом (директором или правлением). В ОАО помимо общего собрания акционеров и исполнительного органа предусмотрена возможность создания Совета директоров Это и понятно принимая во внимание тот факт, что нередко количество акционеров ОАО превышает сотни – даже в таком случае собирать общее собрание акционеров проблематично и именно поэтому часть функций общего собрания передана на откуп Совета директоров. Также не стоит забывать, что деятельность ОАО в части защиты прав акционеров достаточно строго регламентирована и контролируется ФСФР.

Учредителями ООО могут быть как российские граждане или организации, так и иностранные. И те и другие будут обладать равными правами и нести равные обязанности. Граждане могут выступать в качестве учредителей по достижении ими 18 лет. Итак, если Вы планируете начать небольшой бизнес, то Ваш выбор –регистрация нового ООО. Являясь публичной компанией, ОАО создается для целей привлечения крупных инвесторов в свою сферу бизнеса и такие материи для начинающего предпринимателя, полагаю, не представляют интереса. Индивидуальное предпринимательство как форма ведения бизнеса наиболее удобна в случаях, когда количество работающих меньше пяти человек.

ИП

Статус ИП подразумевает небольшой бизнес, где большую часть работы делает сам ИП – занимается предпринимательской деятельностью, ведет бухгалтерский учет, рассчитывает и платит налоги. Кроме того, неоспоримым преимуществом ИП является тот факт, что ИП всегда проще работать из-за меньшего количества необходимых документов – у ИП нет уставов, учредительных договоров, протоколов: в большинстве случаем от ИП требуют только паспорт, свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет. Также ИП не сталкивается с таким понятием как «юридический адрес»: ведь ИП регистрируется на свой домашний адрес, поэтому ничего подтверждать налоговой инспекции он не обязан. Не стоит забывать и о таком немаловажном факторе, как размер штрафов и пеней – для ИП они в РАЗЫ меньше, чем для ООО или ОАО (сравните – штраф за работу без ККМ для организации составляет 30000-40000 руб., для ИП – 1500-2000 руб.).

Но есть у ИП и отрицательная сторона, которая для многих становится решающим моментом. ИП несет ответственность, связанную с его предпринимательской деятельностью ВСЕМ СВОИ ИМУЩЕСТВОМ! Т.е. в случае долгов, ИП будет отвечать своей квартирой, машиной, дачей. В отличии от ООО, где учредители отвечают только в пределах своих вкладов в уставный капитал, или ОАО, где акционеры рискуют потерять только деньги, потраченные на приобретение акций.

Особенности создания

Регистрация предприятия — как ООО или ОАО, так и ИП осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ. В нем отражен порядок регистрации, требуемые документы. Создать ООО можно как единолично, став единственный учредителем, так и в кооперации с другими соучредителями. При этом необходимо определить наименование будущего ООО, размер уставного капитала и распределение долей среди учредителей, назначить директора и ответственного за государственную регистрацию ООО, и, самое главное — адрес, по которому будет располагаться ООО (от выбора адреса напрямую зависит в какой регистрирующий орган Вам придется обращаться, т.е. к какой налоговой инспекции относится этот адрес).

Урегулировав все вопросы относительно создания ООО, учредители подписывают протокол, в котором отражают все основные моменты создания ООО и утверждают устав, а также подписывают и учредительный договор, регулирующий порядок создания ООО и отношения учредителей по созданию ООО. В случае, если у ООО единственный учредитель, он издает решение и утверждает устав. Заверив у нотариуса заявление о регистрации юридического лица, оплатив государственную пошлину (2000 руб. для ООО) и собрав все необходимые документы, заявитель, которым может являться любой из учредителей ООО, подает документы на государственную регистрацию в уполномоченный регистрирующий орган. В Москве это МИФНС No 46 (Походный проезд, вл. 6), в других регионах уполномоченные налоговые инспекции.

Через пять дней Вы можете получить новое созданное Вами ООО, либо отказ в государственной регистрации, что повлечет подготовку нового пакета документов, оплату госпошлин и повторную сдачу документов. Не смотря на обилие типовых уставов, протоколов, договоров и других документов, которые можно найти в Интернете, я рекомендую обращаться в специализированные юридические фирмы, которые знают все тонкости оформления документов, требования налоговой инспекции.

Стоит отметить, что создание ОАО практически не отличается от создания ООО, поэтому отдельно в данной статье рассматриваться не будет. Создание ИП состоит из двух шагов: заверение заявления по форме 21001 (форма, утвержденная Постановлением Правительств No 439 от 19.06.2002 г.) у нотариуса и подачи документов в регистрирующий орган по месту своей регистрации – если Вы прописаны в Москве, то Вам дорога в МРИФНС No 46, если в Московской области – то в налоговую инспекцию по адресу Вашей прописки. Граждане из других регионов зарегистрироваться в Москве в качестве ИП не могут, даже если у них есть временная регистрация.

Что дальше после создания?

После того, как все документы получены и новенькая печать лежит в кармане, самое время подумать об открытии расчетного счета. Выбор банка на сегодняшний день обусловлен, помимо Ваших предпочтений, как ни странно, и собственно желанием банка открыть Вам счет (да-да, банк вправе отказать Вам в открытии счета). Кроме того, не забудьте ознакомиться с тарифами банка ДО того как подпишите договор расчетно-кассового обслуживания. Зарегистрировав свою новую компанию, либо зарегистрировавшись в качестве ИП не стоит забывать о своей обязанности в сроки, предусмотренные законодательством, сдавать всю необходимую отчетность, даже если Вы не ведете вообще никакой деятельности – сдавайте т.н. «нулевую отчетность», для которой законодатель предусмотрел упрощенную декларацию.

Итог

Если Ваш бизнес не выходит за рамки квартиры, либо он настолько мал, что для нормального функционирования достаточно 2-3 человек, то регистрация ИП возможно станет для Вас оптимальным вариантом, если, конечно, Вы не боитесь нести риски предпринимательской деятельности всем своим личным имуществом. В противном случае Ваш выбор – ООО. Разница в ведении бухгалтерского учета сегодня минимальная по сравнению с ИП, а риски сведены к минимуму. ОАО рекомендуется только для крупных проектов и людям, хорошо ориентирующимся в действующем законодательстве. В других случаях оно станет бесполезной обузой.

 

Напечатать Напечатать


БЕСПЛАТНАЯ консультация по тел. +7 495 580 2401
или по e-mail

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!.

Оставить комментарий