- Блог корпоративного юриста - http://vadimsokol.ru -

Грузовой транспорт в столице: как вводились запреты и что изменилось с 1 октября 2013 года

1 октября 2013 года вступил в силу новый порядок выдачи разрешений для проезда грузового транспорта в центр Москвы и передвижения по МКАД.

Напомню, что история началась в 1998 году, когда Мэр г. Москвы [в то время должность мэра занимал Юрий Лужков. – Ред.] своим распоряжением от 1 апреля 1998 г. № 352-РП «Об ограничении въезда большегрузного автотранспорта в пределы малого кольца московской окружной железной дороги» запретил движение грузового транспорта грузоподъемностью более 7 т в пределах Московской окружной железной дороги (МОЖД) в дневное время с 7.00 до 22.00 без специального разрешения (пропуска).

Постановлением Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. № 604-ПП «Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети [1]» с 1 октября 2002 года был введен запрет на движение грузового транспорта грузоподъемностью более 1 т в дневное время с 7.00 до 22.00 в период с 1 октября по 31 марта, а с 1 апреля по 30 сентября с 7.00 до 20.00 в пределах Садового кольца, а также движение грузового транспорта с прицепами и полуприцепами по Садовому кольцу. Кроме того, для разгрузки транспортных потоков в часы пик было введено ограничение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов с 7.00 до 10.00 и с 18.00 до 21.00.

Постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. № 717-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 года № 604-ПП [2]» грузовым автомобилям грузоподъемностью более 1 т с 1 декабря 2004 года запрещен въезд в пределы Третьего транспортного кольца (ТТК) в дневное время без специального пропуска.

В целях борьбы за экологию постановлением Правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 г. № 834-ПП «О мерах, направленных на достижение норм выбросов загрязняющих веществ (Евро-2 и выше) от автотранспорта в городе Москве [3]» был введен запрет с 1 апреля 2008 года на въезд на территории, ограниченную ТТК, автомобилей, не соответствующих экологическому классу ЕВРО-2.

Однако, для тех, кому было жизненно важно передвигаться по Москве в запрещенным зонах именно днем, был предусмотрен порядок получения временных разрешений, иначе говоря – пропусков. Рассмотрение документов и выдача пропусков находилось в ведение Управления ГИБДД г. Москвы. Для получения пропуска необходимо было обратиться в КРО УГИБДД г. Москвы, с заявлением о необходимости получения пропуска для передвижения грузового автотранспорта в дневное время, указав причины такой необходимости и приложив подтверждающие документы (обычно это был договор транспортного обслуживания, договор стоянки и т.п.). После рассмотрения пакета документов принималось решение о выдаче либо об отказе в выдаче пропуска. Пропуска выдавались сроком на один год, также можно было получить срочный пропуск на срок не более шести месяцев.

15 февраля 2011 года Правительство г. Москвы своим постановлением № 32-ПП [4] утверждает Положение о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы и передает ему полномочия по выдаче пропусков.

Так как отказов в выдаче пропусков было значительно больше, чем выданных пропусков, расцвела целая индустрия услуг по получению пропуска, большая часть из которых предлагала просто подделки – распечатанные на цветном принтере пропуска по смешной цене в размере 1500-3000 руб. Тем не менее, большинство перевозчиков это устраивало, и они преспокойно передвигались по центральной части города. Более того, многие и не утруждали себя получением пропусков, так как штрафа за езду без пропуска в размере 100 руб. был просто смехотворным (ст. 12.16 КоАП РФ [5] в недействующей сегодня редакции).

Разумеется, это не устраивало Правительство Москвы, которое видело, что ситуация на дорогах ввиду большого количества грузовых автомобилей не улучшается. И 22 августа 2011 года Правительство Москвы принимает постановление за № 379-ПП «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов правительства Москвы [6]» (в ред. постановления [7] Правительства Москвы от 15 ноября 2012 г. № 650-ПП, постановления [8] Правительства Москвы от 26 декабря 2012 г. № 833-ПП, постановления [9] Правительства Москвы от 14 февраля 2013 г. № 75-ПП), которое на сегодняшний день регулирует всю процедуру ограничения движения грузового транспорта на территории Москвы и выдачи временных пропусков.

Прежде всего, все грузовые автомобили поделены на автомобили грузоподъемностью более 1 т и автомобили с полной разрешенной массой более 12 т. В октябре 2012 года Исследовательский холдинг ROMIR провел исследование, целью которого было выяснить отношения населения к мерам по ограничению движения транзитных большегрузных автомобилей по МКАД. Были опрошены автомобилисты, люди, использующие общественный транспорт и водители грузовых автомобилей. Выяснилось, что две трети из опрошенных автомобилистов и людей, пользующихся общественным транспортом, поддерживают и согласны с инициативой ограничения движения транзитного грузового транспорта по МКАД, среди водителей грузовиков таких набралось не более четверти1 [10].

И закономерно, что постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2012 г. № 650-ПП «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы [7]» был введен запрет с 1 февраля по 1 мая 2013 года на движение с 7.00 до 22.00 по МКАД транзитного грузового транспорта разрешенной полной массой более 12 т. С 1 мая 2013 года условия о транзитном транспорте отменилось – въезд на МКАД с 7.00 до 22.00 был ограничен как для транзитного транспорта, так и для локального.

Параллельно шел процесс создания электронной базы данных, куда вносились данные об автомобилях, получивших пропуска и установки камер видеонаблюдения на въездах в Москву, ТТК, Садовое кольцо. Процесс был полностью автоматизирован – данные с видеокамер сверялись с данными базы и при отсутствии в базе проверяемого автомобиля, его владельцу отправлялось «письмо счастья». При этом сколько камер зафиксировало правонарушение, столько штрафов и выписывалось. А размер штрафа с 1 июля 2013 года составил уже внушительные 5 тыс. рублей (п. 7 ст. 12.16 КоАП РФ [11])

Теперь получить пропуск стало еще сложнее. К заявлению должен был быть приложен объемный пакет документов, включающий в себя договора, обосновывающие необходимость проезда в запрещенные зоны в дневное время, а также схемы маршрута движения, договор на стоянку автотранспортного средства. Специальная комиссия оценивала документы и выносила решение в реальной необходимости проезда автомобилей заявителя в запрещенные зоны в дневное время.

Окончательное изменение системы произошло 1 октября 2013 года – были упразднены бумажные пропуска. Отныне все заявки на получение пропуска принимаются только в электронном виде через портал госуслуг [12], а фактом, подтверждающим право на въезд в запрещенную зону в дневное время, является наличие записи в базе данных Департамента транспорта г. Москвы. Проверить наличие автомобиля базе можно на сайте Департамента транспорта в разделе «Грузовая логистика [13]«. В базу данных также были внесены все автомобили из пропусков, полученных до 1 октября и действовавших на эту дату.

Итак, что же мы имеем на сегодняшний день:

 

Как получить пропуск

Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги «Подготовка и выдача разовых пропусков, предоставляющих право на въезд и передвижение грузового автотранспорта в зонах ограничения его движения», утвержденному постановлением [6] Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. № 379-ПП (в ред. постановления [9] Правительства Москвы от 14 февраля 2013 г. №75-ПП) для получения пропуска заявитель должен собрать пакет документов и предоставить его в Департамент транспорта г. Москвы через портал госуслуг. При этом предварительно необходимо зарегистрироваться на этом портале и получить ЭЦП для подписания подаваемой заявки.

Список необходимых документов:

Все перечисленные выше документы предоставляются в виде отсканированных документов по схеме «один документ = один файл». В течение трех часов заявка должна быть рассмотрена и принято решение о включении автомобиля в базу данных Департамента транспорта г. Москвы либо об отказе. В действительности, из-за большого наплыва заявок документы рассматриваются не менее двух-трех недель.

Стало ли легче городу и его водителям? Безусловно – количество большегрузного транспорта на МКАД в дневное время заметно уменьшилось, да и по городу стало ездить свободнее. Обратная сторона медали – километровые заторы из фур на въездных магистралях Москвы в ночное время.

А каково водителям грузовых автомобилей? Многие недовольны. С их слов – у нас не Европа, большинство из них ночью хотят спать, а не кататься по МКАД или по городу. Кроме того, получить пропуск все-таки достаточно сложно и обоснования для его получения должны быть более серьезными, чем просто «ночью хочу спать» или «мне так неудобно». Поэтому даже те, кому пропуск действительно нужен, иногда не могут его получить, что наносит ущерб их бизнесу. Например, компании, предлагающие услуги мобильных шредеров – их клиенты работают днем, поэтому и грузовые машины должны передвигаться днем. Телекоммуникационные компании, чьи ремонтные автомобили обслуживают сети и должны в круглосуточном режиме выезжать на место аварии для устранения неполадок. Известны случаи, когда из-за волокиты с получением пропусков некоторые компании меняли автопарк и закупали автомобили грузоподъемностью до 1 т.

В любом случае, несмотря на все проблемы, можно сказать, что днем городу стало дышаться легче и на один шаг мы приблизились к цивилизованному европейскому рынку, где днем большегрузные автомобили не мешают нормальному движению в городе.

_______________________

1 [14] Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться здесь [15].