Блог корпоративного юриста

Новая «дубинка» налоговых инспекций в 2016 году

teski_poslovni_kolegaНаступил 2016 год и 1 января вступили поправки в Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации). Эти поправки коренным образом повлияют как на процесс регистрации новых компаний, так и на процесс внесения изменений в учредительные документы и (или) в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для действующих организаций. И я говорю именно о них – о новых полномочиях регистрирующего органа по проверке достоверности сведений, включаемых либо уже включенных в ЕГРЮЛ. То, о чем так долго говорили и чем нас пугали, свершилось – доблестным регистрирующим органам дали полномочия по проверке сведений. Конечно, с рядом оговорок, но мы-то знаем, в какой стране живем… Как говорит народная мудрость «закон, что дышло — куда повернул, то и вышло». А о том, что может выйти, мы с вами поговорим далее.

Когда регистрирующий орган вправе проводить проверку достоверности сведений

Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации в случае, если у регистрирующего органа возникают обоснованные сомнения в достоверности сведений, представленных для регистрации, он вправе провести проверку этих сведений.

Как следует из Приказа ФНС России, устанавливающего основания, условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, регистрирующий орган вправе инициировать проверку сведений в следующих случаях:

а) если получено возражения заинтересованного лица относительно предстоящей регистрации изменений устава юридического лица либо внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. При этом возражение должно быть оформлено надлежащим образом по форме, утвержденной ФНС России.

б) если имеет место несоответствие сведений в представленных для регистрации документов сведениям, имеющимся у налоговых органов;

в) если адрес юридического лица:

  • является адресом значительного числа юридических лиц — т. н. «массовым адресом»;

  • не существует в действительности или объект, находившийся по адресу, разрушен;

  • является адресом, по которому имеется заявление собственника о запрете регистрации;

г) если представлены документы в отношении участника или руководителя, в отношении которых уже имеется запись в ЕГРЮЛ о ранее внесенных ими недостоверных сведениях, либо они совершали административное правонарушения в виде непредставления, представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган;

д) если представлен документ в связи с реорганизацией юридического лица и при этом:

  • со дня регистрации такого юрлица прошло менее одного года;

  • в реорганизации участвуют более 2 лиц;

  • в отношении юрлица, которое в результате реорганизации прекратит свое существование, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки.

 Вместе с тем следует отметить, что даже при наличии у регистрирующего органа оснований для проведения проверки достоверности сведений, проверка не проводится, если:

а) установлены основания для вынесения решения об отказе в регистрации

б) в поданном Возражении или Заявлении о недостоверности не указаны подтверждающие обстоятельства либо отсутствуют подтверждающие эти обстоятельства доказательства

в) в поданном Возражении или Заявлении о недостоверности не указаны обстоятельства, подтверждающие заинтересованность представившего его лица;

г) Возражения или Заявление отозваны подавшим его лицом;

д) в качестве обстоятельства в Возражении или Заявлении указано несоответствие формы представленных изменений устава нормативным документам РФ (согласно п. 4.1 Закона о госрегистрации регистрирующий орган не проводит проверку на соответствие поданных документов федеральным законам или иным нормативно-правовым документам)

е) в качестве обстоятельства в Возражении или Заявлении указана оспоримость решения орган юридического лица или сделки в отношении юридического лица

ж) подавшее Возражение или Заявление лицо ссылается на обстоятельство, которое опровергнуто вступившим в законную силу судебным актом.

В случае отказа в проведении проверки по представленному Возражению или Заявлению, регистрирующий орган обязан уведомить об этом представившее Возражение или Заявление лицо в течении 10 рабочих со дня получения Возражения или Заявления регистрирующим органом.

Способы проверки достоверности сведений

Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений посредством:

а) изучения документов, имеющихся у регистрирующего органа, а равно представленных заявителем

б) получения объяснений лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим в ходе проверки;

г) проведения места осмотра объекта недвижимости;

д) привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

А для того, чтобы регистрирующий орган не торопился и спокойно все проверял, п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации дает право на приостановление регистрации для целей проведения проверки на срок до 30 дней. Формально получается, что банальное внесение изменений в устав организации, либо в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, может затянуться на месяц и более!

Мероприятия по проверке, установленные подпунктами «а» — «д» п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации и перечисленные выше, должны быть проведены в срок не более 30 дней. Однако, проектом Приказа ФНС России предусмотрено право регистрирующего органа увеличить данный срок на один месяц, если проводятся мероприятия, установленные пунктами «б», «в» или «д», а именно — получение объяснений лиц, получение справок, привлечение специалиста или эксперта.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос проверки адреса организации. Согласно подпункту «г» п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации налоговый орган, к которому относится адрес, проводит его осмотр. Порядок осмотра теперь усложнился — для его проведения необходимы либо два понятых, либо видеозапись процесса осмотра. По результатам составляется Акт осмотра. Подробно о новом порядке смены юридического адреса можно узнать здесь.

Регистрация новых организаций

 Что касается регистрации вновь создаваемых юридических лиц, то ФНС России предусматривает проведение проверки только в виде изучения представленных в регистрирующий орган документов в срок, отведенный для государственной регистрации — 3 дня. Как видится, предпринимателям не следует опасаться затягивания регистрации новых организаций ввиду проведения проверки юридического адреса.

Выявление недостоверных сведений

Согласно п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации в случае выявления факта содержания в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о юридическом лице в части

а) сведений об адресе юридического лица

б) сведений об учредителях (участниках), а в отношении акционерных обществ — сведений о держателе реестра акционеров;

в) сведения о размере и номинальной стоимости доли в уставном капитале;

г) сведений о передаче доли в залог либо ином обременении;

д) сведений о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

в) ФИО руководителя и его паспортные данные

регистрирующий орган обязан направить юридическом улицу, его учредителям, а также руководителю уведомление о необходимости представления в течении 30 дней достоверных сведений. Стоит отметить, что при наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление отправляется именно по этому адресу.

При неполучении в течении 30 дней ответа, либо при получении ответа, не свидетельствующего о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

 Перспективы

Все движется по спирали, и некогда упрощенная процедура регистрации юридических лиц и внесения изменений в учредительные документы и/или ЕГРЮЛ отбрасывает нас обратно во времена бесконечных проверок, запросов, коррупционных беспределов и пр., усложняя и без того не самую легкую жизнь предпринимателям.

Самое большое опасения вызывают проверки адресов места нахождения. Ведь как известно, 99% компаний зарегистрировано по т. н. «массовым» адресам, пусть это и офис в престижном бизнес-центре. Как видится смена адреса станет очень затруднительным мероприятием, а уж «переезд» компании в другой регион и вовсе практически невозможным.

Напечатать Напечатать


БЕСПЛАТНАЯ консультация по тел. +7 495 580 2401
или по e-mail

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!.

Оставить комментарий