Наступил 2016 год и 1 января вступили поправки в Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации). Эти поправки коренным образом повлияют как на процесс регистрации новых компаний, так и на процесс внесения изменений в учредительные документы и (или) в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для действующих организаций. И я говорю именно о них – о новых полномочиях регистрирующего органа по проверке достоверности сведений, включаемых либо уже включенных в ЕГРЮЛ. То, о чем так долго говорили и чем нас пугали, свершилось – доблестным регистрирующим органам дали полномочия по проверке сведений. Конечно, с рядом оговорок, но мы-то знаем, в какой стране живем… Как говорит народная мудрость «закон, что дышло — куда повернул, то и вышло». А о том, что может выйти, мы с вами поговорим далее.
Когда регистрирующий орган вправе проводить проверку достоверности сведений
Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации в случае, если у регистрирующего органа возникают обоснованные сомнения в достоверности сведений, представленных для регистрации, он вправе провести проверку этих сведений.
Как следует из Приказа ФНС России, устанавливающего основания, условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, регистрирующий орган вправе инициировать проверку сведений в следующих случаях:
а) если получено возражения заинтересованного лица относительно предстоящей регистрации изменений устава юридического лица либо внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ. При этом возражение должно быть оформлено надлежащим образом по форме, утвержденной ФНС России.
б) если имеет место несоответствие сведений в представленных для регистрации документов сведениям, имеющимся у налоговых органов;
в) если адрес юридического лица:
-
является адресом значительного числа юридических лиц — т. н. «массовым адресом»;
-
не существует в действительности или объект, находившийся по адресу, разрушен;
-
является адресом, по которому имеется заявление собственника о запрете регистрации;
г) если представлены документы в отношении участника или руководителя, в отношении которых уже имеется запись в ЕГРЮЛ о ранее внесенных ими недостоверных сведениях, либо они совершали административное правонарушения в виде непредставления, представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган;
д) если представлен документ в связи с реорганизацией юридического лица и при этом:
-
со дня регистрации такого юрлица прошло менее одного года;
-
в реорганизации участвуют более 2 лиц;
-
в отношении юрлица, которое в результате реорганизации прекратит свое существование, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки.
Вместе с тем следует отметить, что даже при наличии у регистрирующего органа оснований для проведения проверки достоверности сведений, проверка не проводится, если:
а) установлены основания для вынесения решения об отказе в регистрации
б) в поданном Возражении или Заявлении о недостоверности не указаны подтверждающие обстоятельства либо отсутствуют подтверждающие эти обстоятельства доказательства
в) в поданном Возражении или Заявлении о недостоверности не указаны обстоятельства, подтверждающие заинтересованность представившего его лица;
г) Возражения или Заявление отозваны подавшим его лицом;
д) в качестве обстоятельства в Возражении или Заявлении указано несоответствие формы представленных изменений устава нормативным документам РФ (согласно п. 4.1 Закона о госрегистрации регистрирующий орган не проводит проверку на соответствие поданных документов федеральным законам или иным нормативно-правовым документам)
е) в качестве обстоятельства в Возражении или Заявлении указана оспоримость решения орган юридического лица или сделки в отношении юридического лица
ж) подавшее Возражение или Заявление лицо ссылается на обстоятельство, которое опровергнуто вступившим в законную силу судебным актом.
В случае отказа в проведении проверки по представленному Возражению или Заявлению, регистрирующий орган обязан уведомить об этом представившее Возражение или Заявление лицо в течении 10 рабочих со дня получения Возражения или Заявления регистрирующим органом.
Способы проверки достоверности сведений
Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений посредством:
а) изучения документов, имеющихся у регистрирующего органа, а равно представленных заявителем
б) получения объяснений лиц, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим в ходе проверки;
г) проведения места осмотра объекта недвижимости;
д) привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
А для того, чтобы регистрирующий орган не торопился и спокойно все проверял, п. 4.4 ст. 9 Закона о госрегистрации дает право на приостановление регистрации для целей проведения проверки на срок до 30 дней. Формально получается, что банальное внесение изменений в устав организации, либо в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, может затянуться на месяц и более!
Мероприятия по проверке, установленные подпунктами «а» — «д» п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации и перечисленные выше, должны быть проведены в срок не более 30 дней. Однако, проектом Приказа ФНС России предусмотрено право регистрирующего органа увеличить данный срок на один месяц, если проводятся мероприятия, установленные пунктами «б», «в» или «д», а именно — получение объяснений лиц, получение справок, привлечение специалиста или эксперта.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос проверки адреса организации. Согласно подпункту «г» п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации налоговый орган, к которому относится адрес, проводит его осмотр. Порядок осмотра теперь усложнился — для его проведения необходимы либо два понятых, либо видеозапись процесса осмотра. По результатам составляется Акт осмотра. Подробно о новом порядке смены юридического адреса можно узнать здесь.
Регистрация новых организаций
Что касается регистрации вновь создаваемых юридических лиц, то ФНС России предусматривает проведение проверки только в виде изучения представленных в регистрирующий орган документов в срок, отведенный для государственной регистрации — 3 дня. Как видится, предпринимателям не следует опасаться затягивания регистрации новых организаций ввиду проведения проверки юридического адреса.
Выявление недостоверных сведений
Согласно п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации в случае выявления факта содержания в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о юридическом лице в части
а) сведений об адресе юридического лица
б) сведений об учредителях (участниках), а в отношении акционерных обществ — сведений о держателе реестра акционеров;
в) сведения о размере и номинальной стоимости доли в уставном капитале;
г) сведений о передаче доли в залог либо ином обременении;
д) сведений о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
в) ФИО руководителя и его паспортные данные
регистрирующий орган обязан направить юридическом улицу, его учредителям, а также руководителю уведомление о необходимости представления в течении 30 дней достоверных сведений. Стоит отметить, что при наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление отправляется именно по этому адресу.
При неполучении в течении 30 дней ответа, либо при получении ответа, не свидетельствующего о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Перспективы
Все движется по спирали, и некогда упрощенная процедура регистрации юридических лиц и внесения изменений в учредительные документы и/или ЕГРЮЛ отбрасывает нас обратно во времена бесконечных проверок, запросов, коррупционных беспределов и пр., усложняя и без того не самую легкую жизнь предпринимателям.
Самое большое опасения вызывают проверки адресов места нахождения. Ведь как известно, 99% компаний зарегистрировано по т. н. «массовым» адресам, пусть это и офис в престижном бизнес-центре. Как видится смена адреса станет очень затруднительным мероприятием, а уж «переезд» компании в другой регион и вовсе практически невозможным.